Как люди сами себе пудрят мозги.
27 июня 2017, 11:216 оценок, 44 просмотра Обсудить (1)
В физике известен принцип неопределённости. Сущность
его в том, что любая попытка измерить какой-то параметр элементарной
частицы (скорость, координата, энергия, спин и т.п.) изменяет этот
параметр частицы. То есть мы этот параметр можем измерить, но написать
про него можем, что он был до момента измерения. А какой сейчас мы уже
не знаем.
Но физики народ учёный, они хорошо подготовлены, много думают, и постепенно до них доходит этот принцип неопределённости.
В обществе гораздо меньшая строгость мышления. И к сожалению часто встречаются некоторые неожиданные следствия принципа неопределённости.
Пример 1. Вот, только что тема в ленте. Видя какая напряжённость на линиях электричек, власти планируют построить ещё два вокзала в Москве. Логично? - Логично! Действительно, сразу рассосутся толпы людей, всем станет свободно и легко. Из души уходит прочь тревога.
Но встаёт принцип неопределённости. Вот построили два новых вокзала, две новых железнодорожных ветки. Ан, общая ситуация изменилась! Открылись новые транспортные возможности. И вот уже люди, которые много лет работали в своём районе, обнаруживают возможности работать в других районах столицы. Кто-то устраивается на лучшую зарплату. Его место освободилось, на это место устроился ещё из одного района и так далее. И понеслась. Общественный хаос быстренько сожрал и новые два вокзала и новые две ветки. А есть ещё дети. Им нужны садики, школы. Они бы ходили в садик и в школу в своём районе. Как всегда и было. А теперь ездят с новых вокзалов по новым веткам на электричке.
Аналогичная ситуация с метро. Сколько новых станций и веток ни строят, их всё равно не хватает.
Аналогичная ситуация с автомобильными развязками и эстакадами. Сколько их Собянин ни строит, их всегда будет мало.
Потому что каждая станция, каждая ветка, каждая развязка создают НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ, которые заполняются новыми пассажирами.
Пример 2. Вот был СССР и была наука, были конструкторские бюро. Хороших учёных и конструкторов знали по именам, уважали. Они публиковались в журналах. Приносили статью, оставляли, в редакции были рецензенты, они читали, оценивали, писали рецензию, принимали решение о публикации. Всё нормально. Есть работа, результат, есть и статья. Но тут кому-то из научной администрации пришла шальная мысль: а давайте оценивать уровень учёного по количеству опубликованных ими статей?! Логично? - Логично! У кого много статей, тому дадим кандидатскую степень, у кого ещё больше - докторскую. Решено, принято. Да только не учли, что после принятия этого решения изменилась сама ситуация. Учёные стали думать не о работе, а о публикациях. Количество статей увеличилось в разы. (Попутно: количество изобретений тоже). Количество диссертаций, кандидатов, докторов увеличилось в разы. Первые годы власти радовались: у нас больше всех в мире учёных и изобретателей!
Но прошло время, и вдруг оказалось: статей много, изобретений много, а продукции нет. А товаров нет. А научных прорывов нет.
Простая попытка измерить деятельность учёного и изобретателя привела к изменению самого процесса науки и изобретательства.
Пример 3. Вот человек - предприниматель. И он сам думает и окружающие думают. Что человеку надо? Ну квартиру хорошую, машину. Ну летом на отдых, в Ялту съездить. Детишки сопливые. Однако пришёл успех, появились деньги. И с ними - новые возможности, новые потребности, всё на новом уровне. Это нам не понятно, ну куда Абрамовичу девать миллиарды. А у него появляются причуды: яхты, самолёты, виллы, брильянты, и так далее. И сколько денег богатым ни дай, они найдут способ истратить. Проведут олимпиаду, ЧМ по футболу, затеют войну и так далее. Там в богатстве - сплошная неопределённость. Только лучше от этого никому не становится. Суета, показуха.
Думается, если посмотреть вокруг себя, то таких примеров можно найти ещё больше.
Опрос. Вы согласны с данным наблюдением и его следствиями?
1. Всё понял. Согласен.
2. Всё понял. Не согласен.
3. Ничего не понял. Согласен.
4. Ничего не понял. Не согласен.
5. Ваш вариант ответа.
Но физики народ учёный, они хорошо подготовлены, много думают, и постепенно до них доходит этот принцип неопределённости.
В обществе гораздо меньшая строгость мышления. И к сожалению часто встречаются некоторые неожиданные следствия принципа неопределённости.
Пример 1. Вот, только что тема в ленте. Видя какая напряжённость на линиях электричек, власти планируют построить ещё два вокзала в Москве. Логично? - Логично! Действительно, сразу рассосутся толпы людей, всем станет свободно и легко. Из души уходит прочь тревога.
Но встаёт принцип неопределённости. Вот построили два новых вокзала, две новых железнодорожных ветки. Ан, общая ситуация изменилась! Открылись новые транспортные возможности. И вот уже люди, которые много лет работали в своём районе, обнаруживают возможности работать в других районах столицы. Кто-то устраивается на лучшую зарплату. Его место освободилось, на это место устроился ещё из одного района и так далее. И понеслась. Общественный хаос быстренько сожрал и новые два вокзала и новые две ветки. А есть ещё дети. Им нужны садики, школы. Они бы ходили в садик и в школу в своём районе. Как всегда и было. А теперь ездят с новых вокзалов по новым веткам на электричке.
Аналогичная ситуация с метро. Сколько новых станций и веток ни строят, их всё равно не хватает.
Аналогичная ситуация с автомобильными развязками и эстакадами. Сколько их Собянин ни строит, их всегда будет мало.
Потому что каждая станция, каждая ветка, каждая развязка создают НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ, которые заполняются новыми пассажирами.
Пример 2. Вот был СССР и была наука, были конструкторские бюро. Хороших учёных и конструкторов знали по именам, уважали. Они публиковались в журналах. Приносили статью, оставляли, в редакции были рецензенты, они читали, оценивали, писали рецензию, принимали решение о публикации. Всё нормально. Есть работа, результат, есть и статья. Но тут кому-то из научной администрации пришла шальная мысль: а давайте оценивать уровень учёного по количеству опубликованных ими статей?! Логично? - Логично! У кого много статей, тому дадим кандидатскую степень, у кого ещё больше - докторскую. Решено, принято. Да только не учли, что после принятия этого решения изменилась сама ситуация. Учёные стали думать не о работе, а о публикациях. Количество статей увеличилось в разы. (Попутно: количество изобретений тоже). Количество диссертаций, кандидатов, докторов увеличилось в разы. Первые годы власти радовались: у нас больше всех в мире учёных и изобретателей!
Но прошло время, и вдруг оказалось: статей много, изобретений много, а продукции нет. А товаров нет. А научных прорывов нет.
Простая попытка измерить деятельность учёного и изобретателя привела к изменению самого процесса науки и изобретательства.
Пример 3. Вот человек - предприниматель. И он сам думает и окружающие думают. Что человеку надо? Ну квартиру хорошую, машину. Ну летом на отдых, в Ялту съездить. Детишки сопливые. Однако пришёл успех, появились деньги. И с ними - новые возможности, новые потребности, всё на новом уровне. Это нам не понятно, ну куда Абрамовичу девать миллиарды. А у него появляются причуды: яхты, самолёты, виллы, брильянты, и так далее. И сколько денег богатым ни дай, они найдут способ истратить. Проведут олимпиаду, ЧМ по футболу, затеют войну и так далее. Там в богатстве - сплошная неопределённость. Только лучше от этого никому не становится. Суета, показуха.
Думается, если посмотреть вокруг себя, то таких примеров можно найти ещё больше.
Опрос. Вы согласны с данным наблюдением и его следствиями?
1. Всё понял. Согласен.
2. Всё понял. Не согласен.
3. Ничего не понял. Согласен.
4. Ничего не понял. Не согласен.
5. Ваш вариант ответа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий