суббота, 20 сентября 2008 г.

Как я открывал для себя теорию относительности.

Как я открывал для себя теорию относительности.


12 оценок, 2620 просмотров Обсудить (199)
   Дело было в 60-е годы прошлого века. Я рос в деревне. Вдоль деревни проходила Центральная улица с насыпной автомобильной дорогой. По бокам от дороги стояли одноэтажные дома, часто с соломенными крышами.
   Как было принято в средневековом Лондоне и Париже, все помои и нечистоты выплёскивались на улицу. В нашей деревне - к дороге. Потом когда шёл дождь, вдоль дороги возникал мощный ручей, который частично уносил мусор за пару километров, в овраг, а оттуда в реку. Всё съедобное расклёвывали куры и вороны. Но значительная часть мусора так и лежала в виде горки напротив каждого дома.
   Рядом с нами проживала семейка, мамаша и взрослая дочка. Дочка была модница, работала билетёром в соседнем селе, где был Дом культуры мест на 50. Там регулярно на выходные показывали кино. Как правило "3 категории", то есть плёнка часто рвалась. И соседка часто пропускала меня и двоюродного брата бесплатно на просмотр фильма. По блату.
   Итак, соседская девушка была модница, пользовалась всякими одеколонами, лосьонами, духами и прочими. В результате перед её домом накопилась целая гора пузырьков. И когда я впервые начал самостоятельно выходить на улицу, то сразу обнаружил эту гору пузырьков. Мне было лет 5-6. Естественно, я начал разными способами эти пузырьки разбивать. И однажды у меня возник вопрос: когда бросаешь пузырёк об пузырёк, то какой пузырёк разбивается? Тот который лежит или тот, который в него летит?
   Пузырьков было много. И я провёл множество экспериментов, с самыми разными пузырьками. Научную терминологию из теории вероятностей я тогда не знал. Но чётко установил: примерно так без разницы, какой пузырёк лежит, а какой в него летит. Примерно так разбиваются одинаково часто и те и эти.
   Тогда я ещё не знал, что есть Эйнштейн, и есть теория относительности. Хотя читать научился в дошкольном возрасте. Читал в основном сказки. Трудов Эйнштейна у нас в доме не было. Но в экспериментах с пузырьками я сам открыл теорию относительности. Не важно какой пузырёк лежит, а какой в него летит. Результат не зависит от системы отсчёта. Главное чтобы она была инерциальной. Все физические эксперименты в инерциальных системах отсчёта протекают одинаково.
   Вот так и сегодня. То здесь то там появляется талантливая молодёжь. Но ей в нашей стране нет дороги. Они вырастают и талант пропадает. Или они уезжают на запад.

Комментариев нет:

Отправить комментарий